Для реализации Стандартов второго поколения, вся организация работы педагога должна быть направлена  на формирование у учащихся умения учиться и способности к организации своей учебной деятельности. Все компоненты процесса обучения должны быть подчинены и работать именно на формирование этих действий: начиная с постановки цели, которая должна являться и нормативно заданным результатом, планирования и организации деятельности ребенка до проведения рефлексии.

Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: что такое компетенция?

Существует несколько определений компетенций.

  • Компетенции как умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе и в жизни (определения QCA).
  • Компетенция (в переводе с латинского языка) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
  • Компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения. (Герман Селевко)
  • Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. (Хуторской Андрей Викторович)

Таким образом, компетенции – это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе.

Перечень ключевых компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в обществе.

Уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объемом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

В дополнительном образовании компетентностный подход  является основополагающим. В стремительно меняющемся мире,  педагог постоянно ищет  новые способы  развития ключевых компетенций. Сегодня подростков интересуют одновременно самые разные вещи: информационные технологии, психология, фотография, спорт, финансы и т.д. Большинство из них понимают, что любые знания и навыки рано или поздно пригодятся. Поэтому интерес — это стимул копать глубже, узнавать больше. Лишних знаний и умений не бывает — мысль далеко не новая, но, как  известно, распространяется этот постулат одновременно на жизнь профессиональную и личную.

В менеджменте существует понятие  «Т-образный профиль компетенций», появившийся в Европе в 90-х годах, но еще не прижившийся в нашей стране. Представьте себе человека, который стоит на земле, а его руки широко разведены в стороны. Так вот, туловище человека — это его знания в конкретной области, стержень; руки — его навыки и компетенции во всех прочих областях. И чем шире этот охват, тем лучше.

В современных условиях важно уметь «скользить» по широкому спектру знаний и умений (вариантов для выбора),  отбирая наиболее эффективные, и далее быстро зарываться в наиболее актуальную для текущего момента область, получая новую специализацию-инструмент достижения цели. Неожиданные сочетания смежных областей рождают ту самую синергию, которая порождает прорывные инновации (хорошо известно, что настоящие прорывные открытия сейчас происходят именно на стыках разных наук и направлений).

То есть  «Т-образный профиль компетенций» имеет две составляющие: первая – это вертикальная линия буквы Т  или «глубина», которая говорит об уровне «экспертности» человека в конкретной сфере. Вторая составляющая – горизонтальная линия буквы Т или «ширина», говорит о тех областях, в которых специалист также имеет определенный опыт и знания.

В Школе социальной практики «СТРИЖ» каждый обучающийся  имеет возможность развить в себе «Т-образный профиль компетенций». На это и направлена вся работа данного коллектива: самоорганизация и личностный рост; профессиональное самоопределение; интеллектуальное творчество; социальное  проектирование; самосохранение и чистая среда;

Общеразвивающая  программа ШСП «СТРИЖ» разработана таким образом, чтобы дать возможность обучающимся применяя на практике уже имеющиеся знания и навыки из разных областей, научиться новым. Особенно этому способствует  направление «Профессиональное самоопределение», которое содержит в себе основы журналистики и

Event-менеджмента. В процессе прохождения программы, учащиеся работают в команде, объединяют свои компетенции, умения, что позволяет справить с задачей, выполнить которую не под силу отдельному человеку.  Развитию Т-образных компетенции  способствует разработка и проведение различных игровых квестов, в ходе которых каждый учащийся может проявить свои особенно хорошо развитые навыки и имеющиеся знания в отдельных областях, воплощая общую идею команды. В результате чего, успех всей команды, способствует  личностному росту, нравственному и социального становлению личности подростка.

Хорольская Т.В.

IMG_4562IMG_4559

A0ZGTq7zinQIMG_1925

«Т-образный профиль компетенций» – новый результат образования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>