Наш информационный век вносит изменения в окружающий нас мир: меняются технологии, меняются профессии, меняется жизнь. Сегодняшним детям предстоит жить в условиях непрерывного изменяющегося мира. Качество их жизни  будет во многом зависеть от готовности использовать нестандартные способы решения, от умения приобретать новые знания и пользоваться инновациями, от умения выстроить продуктивный диалог с людьми разных социальных, этнических и конфессиональных групп.  Один из путей успешной ранней социализации личности является  формирование устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.  Развитие гражданственности и национального самосознания молодого поколения  с успехом осуществляется через коллективную творческую деятельность.

Педагогами Дворца детского и юношеского творчества  широко практикуется  применение метода образовательных проектов, основной  миссией которых является создание организационно-педагогических условий для актуализации активности личности ребенка и повышения профессиональных компетенций педагогов образовательных учреждений города.

Инновационная проектная деятельность осуществляется поэтапно, на основе выработанного алгоритма.

Первый этап —  построение модели многолетней программы  и разработка плана ее реализации. Результатом  первого этапа  стала образовательная программа  «Горячее сердце Сибири», рассчитанная на три года и состоящая из  трех социально-образовательных проектов.

Второй этап – технологический,  результатом является реализация социально-образовательного проекта в течение одного учебного года.

Третий этап – рефлексивный,  результатом является оценка реализованной программы и определение необходимости либо ее дальнейшей коррекции, либо «запуска» нового проекта.

Для грамотной организации образовательных проектов  в целях реализации  инновационной модели, педагогам необходимо иметь  научный стиль мышления, который  включает в себя такие качества как диалектичность, системность, логичность, широту видения проблем и возможных последствий их решения. Для восполнения научных знаний педагоги, занимающиеся организацией проектной деятельности во Дворце детского и юношеского творчества, постоянно повышают свой образовательный уровень: участвуют в конференциях, вебинарах, обучаются на курсах повышения квалификации, занимаются в Школе современного педагога.

Декомпозицией проекта, т.е. определением задач занимается творческая группа. Задачи рассматриваются с учетом конкретных условий, где особое внимание уделяется  анализу условий реализации проекта. Условия реализации проекта рассматриваются по следующим аспектам:

– мотивационные. При выборе основной темы проекта на учебный год,  выбирается та, которая  личностно волнует участников творческой группы, чтобы при работе с педагогами передавать свой  позитивный эмоциональный настрой.

– кадровые условия.  При работе с педагогами, участвующими в работе проекта,  основным условием является добровольность. В данном случае необходимо ориентироваться на уровень подготовки педагогов, «не перегружая» их непосильными задачами,  организовывая целенаправленное обучение, обращая деятельность педагогов в оптимальном для решения задачи направлении;

– материально-технические условия. Это создание необходимой учебно-материальной базы, обеспечение  проекта материалами,  оргтехникой, компьютерами и т.д.;

– научно-методические условия. Решение вопроса об обеспечении коллективов, принимающих участие в проектах, необходимой методической документацией и другими средствами обучения;

– организационные условия. Четкое определение сроков реализации проекта, соблюдение графика ключевых мероприятий,  распределение обязанностей всех участников проекта, поиск и приглашение  специалистов узких областей;

– нормативно-правовые условия. Обеспечение участников проекта положениями, приказами, сертификатами и т.п.;

– информационные условия. Обеспечение  участников проекта соответствующей информацией: материалами передового педагогического опыта,  публикации, ссылки на Интернет-ресурсы.

Как видно из вышеперечисленных условий, работа над проектами идёт в тесной взаимосвязи с системой методической работы. Это касается многих аспектов совместной деятельности: в части повышения квалификации педагогов, создания методических материалов, проведения конференций, педагогических чтений и многих других форм работы.

Проектная деятельность  является мощным  механизмом преобразования развивающих возможностей образовательной и творческой среды, способом осуществления преемственности системы дополнительного образования и образовательных учреждений нашего города.

Начиная с 2015 года, в рамках программы «Горячее сердце Сибири», во Дворце детского и юношеского творчества  реализуются социально-образовательные проекты, объединяющие детей, родителей и  педагогов всего города Братска.

2015-2016 г.г. – проект   «Птица – символ счастья» был  призван объединить детей, педагогов и родителей в ходе  изучения и сохранения видового состава птиц города Братска.

2016-2017 г.г. –  проект   «Дети Ангары» был посвящен 60-летию со дня перекрытия Ангары и направлен на изучение   природы и истории города Братска и Братского района, культуры его коренных жителей, а также сохранение памяти о  людях, совершивших трудовой подвиг 60 лет назад.

2017-2018 г.г. – проект  «Счастье быть нужным» направлен на создание условий  для личностного самоопределения детей и молодежи путем участия в событиях проекта, направленных на формирование общечеловеческих ценностей,  становление добровольческих начал, дальнейший выбор профессии, определение своего места в жизни.

В ходе реализации проектов   удалось создать образовательное и творческое  пространство, объединенное общей, близкой всем: и детям, и педагогам, и родителям,  темой – судьба родного города. Тематика проектов нацелена на  формирования у детей и молодежи  уважительного отношения к  героическому прошлому  и настоящему  своей малой родины, своей  страны.

Несмотря на то, что каждый проект является уникальным, все они объединены общими задачами:

  • предоставить возможность педагогам для развития творческих способностей  детей;
  • создать условия педагогам для возможности обмена практическим опытом;
  • познакомить педагогов с новыми формами внеурочной деятельности;
  • способствовать объединению родителей, детей и педагогов в процессе совместной деятельности;

Реализация каждого проекта  длится в течение учебного года: старт проекта  в сентябре,  подведение итогов в конце марта, апреле. План мероприятий сверстан таким образом, чтобы в каждом месяце происходило не более двух-трех событий проекта и в них могли принять участие дети, имеющие  желание проявить себя в различных направлениях творчества: декоративно-прикладном, изобразительном,  фото и видео съемке, компьютерных технологиях, исторических исследованиях,  театральных постановках и выразительном чтении, техническом творчестве.

Вместе с тем, в каждом проекте используются инновационные формы работы:   интеллектуальные игры: (фотоквесты, фотокросы, квизы, дистанционные конкурсы, батлы, конференции др.);  созданы новые схемы  взаимодействия учреждений и организаций города.

Особенный интерес и растущую популярность имеют мероприятия, связанные с использованием информационных технологий. Одним из них является Фотоквест.

Фотоквест – это интеллектуально-познавательное соревнование, целью которого является расширение познаний в области выбранной тематики в результате выполнения заданий на определенную тему и в ограниченное время,  с применением смартфонов и социальных сетей.

Фотоквесты, о которых пойдет речь, ставшие уже традиционными, проводятся в декабре, в преддверии Дня города, и вызывают большой интерес у старшеклассников, так как игра проходит с использованием популярной сети «Вконтакте».   В 2016 году рамках проекта «Дети Ангары» проводился фотоквест «Имена Братска», в ходе которого восемь команд из разных школ города состязались в прохождении маршрута по памятным и историческим местам Падунского округа города Братска. Связь команд с координаторами фотоквеста осуществлялась через Интернет. Каждая команда получала первое задание, затем разгадав его, отправлялась на объект и фотографировалась на месте, затем отправляла фотографию и, получив следующее задание, двигалась дальше.

Ровно через год, в 2017 году организаторы  разработали маршрут фотоквеста «Братск — город мастеров», состоящий из объектов, на которых участников ждали представители разных профессий: часовой мастер, слесарь-сантехник, портной, мастер по ремонту обуви, электрик, рекламный менеджер и другие. Ребята также получали задания, отгадывали зашифрованную профессию, затем направлялись на встречу с профессионалами, беседовали с ними, фотографировались, отправляли фото операторам.  Представители профессий тепло встречали ребят, с удовольствием общались и фотографировались с молодежью. Участники квеста оставили организаторам   приятные отзывов. Вот один из них: «Я узнал какие интересные люди, оказывается, живут в Братске! Они трудятся для того, чтобы жизнь в нашем городе была комфортной и счастливой».

Проектная деятельность способствует повышению эффективности учебно-воспитательной работы образовательного учреждения.   На протяжении трех лет творческая группа использует отработанные технологии  реализации  проектов,   что позволяет из года в год увеличивать показатель активности  его участников. Эффективность педагогической деятельности  можно измерить через активность участия педагогов и привлекаемых ими детей в образовательной программе в течение трех лет. Эти же показатели становятся одним из критериев оценивания  результативности проектов.

Качественные результаты проектов отследить сложнее, но с уверенностью можно сказать,  что участие в проектной деятельности способствует формированию ключевых компетенций, перечень которых  определяется на основе главных целей общего образования, социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в обществе.

В результате участия в проектах программы «Горячее сердце Сибири»  все ее участники не только познакомились  с историей  города Братска, но и смогли почувствовать  хрупкую красоту сибирской природы,   смогли осознать значимость каждой личности в истории своего  города, своей страны.  Что, несомненно, в дальнейшем окажет положительное влияние  на формирование внимательного и бережного отношения   к  своей малой родине, а также  заинтересованности в дальнейшем развитии и  процветании города Братска.

Благодаря участию в проектах педагоги активизировали свою деятельность, увидели новые возможности развития творческих способностей своих воспитанников и учеников,  познакомились с новыми формами работы, обменялись  практическим опытом с коллегами, что расширило возможности успешного партнерского сотрудничества в профессиональной деятельности. Проект также оказал влияние на  сближение родителей и детей  в процессе совместной подготовки конкурсных работ.

Таким образом, социально-образовательные проекты Дворца детского и юношеского творчества становятся своего рода творческой лабораторией, результаты работы которой стали полезными и нужными детям, родителям  и педагогам нашего города.

МАУ ДО «ДДЮТ» МО г. Братска

Т.В. Хорольская

Т.Е. Горохова

Е.Л. Груднина

Результаты проектов за 2015-2018 год

 

Результаты

 

 

Ед. измерения

Программа

«Горячее сердце Сибири»

 

Всего

«Птица – символ счастья»

2015-2016г.г.

«Дети Ангары»

2016-2017г.г.

«Счастье  быть нужным»

2017-2018г.г.

Дети, участники  проекта Чел. 350 700 700 1750
Педагоги, участники  проекта Чел. 50 250 250 550
Родители, участники  проекта Чел. 200 300 250 750
Привлеченные волонтеры Чел. 15 30 40 85
Образовательные учреждения Ед. 22 50 50 122
Организации-партнеры Ед. 12 50 60 122
Творческие программы Ед. 10 15 15 40
Конкурсы Ед. 3 6 5 14
Публикации о проекте Ед. 7 12 10 29

 

 

Социально-образовательные проекты как творческая площадка для детей и педагогов города Братска.

Одно мнение о “Социально-образовательные проекты как творческая площадка для детей и педагогов города Братска.

  • 17.10.2018 на 08:49
    Постоянная ссылка

    Мы с вами встречались в Сарапуле. Вы представляли проект Дети Ангары. Спасибо! Пользуемся вашим опытом

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>