На современном этапе развития гражданского общества необходимо переосмысление задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании. Воспитание сегодня, это уже не отдельный элемент внеурочного педагогического действия,  а  главная  составляющая педагогической деятельности, интегрированная в общий процесс обучения и развития. Важнейшими задачами воспитания являются  формирование гражданской ответственности и правового самосознания,  духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.   Сегодня нужны люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовые к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание, иными словами, умеющие   жить в гражданском обществе.

Концепция воспитания нового поколения  предполагает создание системы воспитания, состоящей из двух уровней:

  1. На первом уровне, который можно обозначить как стратегический, фундаментальный, формируются качества личности, обусловливающие ее жизнеспособность.
  2. Система воспитания на втором уровне должна формировать качества, обеспечивающие включенность личности в различные сферы жизнедеятельности общества: социальную активность, заинтересованность участвовать в общественной и политической жизни, культурно-досуговой деятельности и т. д. Таким образом, речь идет о формировании личности, умеющей отстаивать свои интересы и достигать их, учитывая при этом интересы своей социальной группы и всего общества.

Впервые термин «социальная практика» встречается в работе Н.И. Элиасберга,  и как образовательное понятие в современной педагогике и дидактике четко не определен.

Социальная практика – вид практики, в ходе которой конкретно-исторический  субъект, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействуя на систему общественных отношений, изменяет общество и развивается сам.

Таким образом, социальная практика представляет собой вид деятельности, направленный на формирование позитивных социальных изменений, а значит, образовательные учреждения дополнительного образования  становятся естественной площадкой социальной практики.

Основная концепция программы  Школы социальной практики «СТРИЖ» Дворца детского и юношеского творчества города Братска состоит в  создании условий для развития личности и новых поколений молодежи как субъектов культуры и собственного жизнетворчества — самоопределения, самоутверждения, самореализации.

Согласно основной концепции программа осуществляется в следующих направлениях:

— Профессиональное самоопределение;

— Самоорганизация и личностный рост;

— Интеллектуальное творчество;

— Добровольческие проекты;

— Самосохранение и чистая среда;

В направлении «Профессиональное самоопределение» учащимся дается возможность попробовать себя в целом спектре   профессий, в которых появляется необходимость в ходе реализации различных проектов.   История ШСП «СТРИЖ» началась с  работы коллектива юных журналистов,  образовательная  программа которого  была составлена таким образом, чтобы учащиеся  имели возможность не только являться свидетелями каких-то событий и описывать их, но и становились участниками и даже организаторами  ярких, социально-значимых событий в городе. Редакционный комитет формируется из людей, мотивированных на получение в дальнейшем профессии журналиста, а также творческих личностей, желающих проявить себя  и получить навыки в новом для них деле.  В результате чего учащиеся осваивают такие профессии, как: корреспондент, фотограф, редактор, корректор, менеджер и др.  Выпускники ШСП «СТРИЖ» с успехом  поступают в вузы на факультет журналистики в Иркутске, Красноярске и Москве.

Параллельно с профессией журналиста учащиеся пробуют себя в роли аниматоров, игротехников, организаторов различных праздничных и конкурсных действий. На протяжении трех лет команда аниматоров работала в летний период во дворах Падунского округа, занимая играми детей, оставшихся в городе.  Благодаря такой практике, несколько выпускников выбрало профессию педагога.  Также наряду с перечисленными профессиями, ребятам удается попробовать себя и в таких профессиях, как маляр, штукатур, дизайнер, которые им удалось освоить при реализации проекта «Раскрась мир», направленного на облагораживание домов седьмого микрорайона Падунского округа.

Творчество человека определяется  когнитивной деятельностью, которая ведет к новому или необычному видению проблемы или ситуации. Направление «Интеллектуальное творчество»  предполагает личное участие и реализацию  творческих идей учащихся. Это проявляется в разработке и реализации таких крупных проектов, как: Городской фестиваль «Парад иллюзий», ставший событием года для молодежи Братска на протяжении уже нескольких лет.  В подготовке фестиваля задействованы  десятки молодых организатором, усилиями которых «Парад иллюзий» становится социально-значимым проектом – способом творческого самовыражения  сотен молодых людей города Братска.

Как средство реализации направлений «Профессиональное самоопределение» и «Интеллектуальное творчество»  рассматривается добровольческая деятельность. Так как именно добровольчество  способствует реализации основной цели воспитательной – формирование  жизнеспособной, гуманистически ориентированной личности по отношению к обществу и к себе самой. Большое место в направлении «Добровольческие проекты» занимает работа с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Это не только организация праздников, творческих конкурсов для людей Падунского и Правобережного общества инвалидов, но и  помощь в разработке и реализации социальных проектов Общества, информационная поддержка (публикации статей в городских СМИ),  индивидуальная работа с молодежью с ОВЗ и др.  В качестве взаимодействия с  социальными учреждениями города – оказание  помощи Дому ребенка, которое  не сводится к простому сбору средств. Так учащиеся ШСП «СТРИЖ» смогли самостоятельно заработать средства для покупки подарков детям, организовав благотворительный новогодний бал-квест.

Участие учащихся в добровольческих событиях предоставляет им возможность проявить себя в различных видах деятельности вне зависимости от возраста и статуса учебного заведения. Будучи волонтером, можно установить новые социальные связи, получить навыки, в том числе и профессиональные,  приобрести уважение и признание среди сверстников. Зачастую, именно в волонтерском движении проявляются    руководящие или организаторские способности.   Результатом такой деятельности  можно рассматривать ускоренное формирование  таких  личностных качеств подростков как: ответственность за общее дело, коммуникабельность, дисциплинированность, самопожертвование, милосердие, взаимное уважение, толерантность.

Программа ШСП «СТРИЖ» представляет собой образовательный курс, рассчитанный на 2 года  и сочетающий в себе теоретические и практические занятия. Практическая часть проводится силами опытных  волонтеров, руководителями общественных объединений города, преподавательским составом.  По окончании работы школы ребята получают два документа – сертификат о прохождении обучения и волонтерскую книжку.  Программа направлена на формирование ключевых компетенций обучающихся  и строится по основным направлениям работы.

Автор: Татьяна Хорольская, тел. 89642219810

Основные направления работы Школы социальной практики «СТРИЖ»

Одно мнение о “Основные направления работы Школы социальной практики «СТРИЖ»

  • 22.12.2017 на 03:03
    Постоянная ссылка

    тоже хочу( времени нету а как хотелось бы присоединиться. в бртске мало такого, очень классно придумали.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>