Методическое пособие содержит теоретический материал по социальному проектированию, рекомендации по развитию добровольческой деятельности, а также практический опыт автора по разработке проектов, направленных на социализацию детей и молодёжи с инвалидностью. Представленные в пособии проекты получили финансовую поддержку на общественно значимых конкурсах и реализованы силами добровольцев из числа учащейся молодёжи. Пособие предназначено для педагогов, а так же может заинтересовать учащихся лицеев, школ, студентов колледжей и вузов, и всех тех, кто интересуется социальным проектированием.

© Хорольская Т.В., 2014
© МАОУ ДОД «ДДЮТ» 2014

Введение

Содержание данного методического пособия учитывает опыт и практику автора в подготовке и реализации социальных проектов. Пособие содержит сведения об основах социального проектирования, его роли в педагогическом процессе в образовательных учреждениях, основные этапы разработки, а так же примеры и практический опыт по реализации социальных проектов.
Сегодня концепция воспитательной системы большинства учебных заведений выстраивается с ориентацией на модель выпускника как социально-адаптированного, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способную к саморазвитию. Формирование социальной активности молодёжи, развитие добровольчества и благотворительности через коммуникативно-социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями.
Проблема социально-психологической адаптации детей — инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. В последнее время этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту в связи с большими изменениями в подходах к людям, которые являются инвалидами.
Сегодня наряду со сложными социально-экономическими условиями жизни населения, в нашем обществе остро стоит проблема социального одиночества – отсутствие семьи, близких, недостаток общения. Наиболее подвержены чувствам одиночества люди с ограниченными возможностями. Проблема одиночества этих людей может решиться только при помощи форм общения, ведущих к личностному росту. Социально-культурная работа с людьми – инвалидами направлена на оптимизацию их жизни в обществе.
Взаимоотношение инвалидов и здоровых – мощнейший фактор адаптационного процесса. Как показывает опыт, инвалиды нередко даже имея все потенциальные возможности активно участвовать в жизни общества, не могут их реализовать потому, что остальные сограждане не хотят общаться с ними, предприниматели опасаются принимать на работу инвалида зачастую просто в силу устоявшихся негативных стереотипов. Во многом помочь решить эту проблему могут участники волонтёрского движения. По результатам опроса молодёжи Братска 78% опрошенных хотели бы участвовать в добровольческой деятельности. Они готовы бескорыстно помогать людям, попавшим в сложные жизненные ситуации, оказать внимание детям-сиротам и одиноким старикам. У каждого человека есть потребность быть полезным, нужным и служить высоким целям. Одни люди это уже делают, а другие не знают где приложить свои силы. Огромный человеческий ресурс и потенциал до сих пор остается невостребованным в Братске.
Применение проектной технологии предполагает изменение отношений к обучающему, как к личности с ее потребностями, возможностями и устремлениями. Метод проектов как педагогическая технология актуализирует решение этой задачи, формирует ответственность за состояние общества через освоение молодыми поколениями основных навыков, практических умений. Сегодня, создавая реальные условия для их проявления, современные педагоги активно включаются, совместно с учениками, в социально-значимую проектную деятельность. Интерес этот способствует проявлению творческих способностей в выборе содержания и форм образования, в самоопределении собственных инициатив.
Данная работа предназначена для педагогов, ищущих инновационные формы работы с молодёжью, а также имеющих большой творческий потенциал и желание воплотить в жизнь идеи преобразования. Автор надеется, что рекомендации, содержащиеся в данном пособии, помогут читателям получить доступ к источникам финансирования, реализовать идеи и создаст для них новые возможности.
В конце пособия представлены глоссарий и библиографический список, которые позволяют глубже понять суть социального проектирования.

Педагогические возможности социального проектирования
в работе с подростками и молодёжью

В настоящее время в России происходит процесс формирования новой системы образования и воспитания детей и молодежи, их переориентация на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции на основе участия в социально значимой деятельности. Перед образовательными учреждениями теперь встает задача углубления гражданско-правового образования на основе внедрения в педагогический процесс активных форм и методов обучения, способствующих развитию у учащихся навыков решения разнообразных проблем. Одним из интенсивных методов включения молодого поколения российских граждан в общественную жизнь является социальное проектирование. Под социальным проектированием понимается создание моделей решения актуальных социальных проблем на основе сбора и анализа информации о причинах возникновения и характерных чертах данного типа проблем. Каждый социальный проект реализует следующие образовательные и воспитательные цели:
Образовательные цели:
— закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний и профессиональных умений, полученных на уроках в профессиональном училище;
— освоение новых форм поиска и обработки информации;
— развитие аналитических навыков и навыков критического мышления;
— развитие коммуникативных навыков;
— развитие навыков групповой работы.
Воспитательные цели:
— привлечение внимания молодых людей к актуальным проблемам местного сообщества;
— формирование гражданского самосознания и активной гражданской позиции;
— формирование у молодых людей чувства гражданской ответственности за социальную обстановку в местном сообществе;
— формирование у молодых людей навыков гражданского участия и взаимодействия с органами власти в целях решения актуальных социальных проблем.
Социальное проектирование является ярким примером проведения общественной политики, а значит и проявления элементов гражданского общества. Таким образом, актуальность социального проектирования особенно для государств, переживающих период становления институтов гражданского общества, очевидна.

Успешность и эффективность социального проектирования в учебном заведении зависят от многих факторов, важнейшими из которых являются:
1. Добровольность участия в проекте
2. Оптимальное распределение времени работы над проектом
3. Эффективное распределение обязанностей между участниками проекта
4. Корректная позиция педагога
5. Поддержка со стороны администрации учебного заведения
6. Заинтересованность в результатах проектной деятельности органов власти.
Как для педагогов, так и для учеников участие в проекте должно осуществляться исключительно на добровольной основе. Опыт показывает, что лучшие проекты являются результатом искренней заинтересованности и высокой внутренней мотивации педагогов и учащихся.
Эффективная работа над проектом требует четкого распределения обязанностей между членами команды. При распределении обязанностей должны учитываться личные качества, навыки и, разумеется, интересы и склонности членов команды.
Успешность работы над проектом во многом определяется характером отношений между его юными и взрослыми участниками. Схема работа, предполагающая, что учитель является руководителем проекта, а ученики – его исполнителями, не ведет к успеху. Педагог должен осуществлять общую координацию деятельности, выступая в роли помощника и консультанта, но главными действующими лицами в проекте являются учащиеся.
Очень важно, чтобы участники проекта ощущали полезность своей работы, видели, как их предложения находят свое практическое воплощение. Это возможно при искренней заинтересованности в социальном проектировании и его результатах представителей властных структур и, прежде всего органов местного самоуправления.
Практика социального проектирования является сравнительно новым элементом в современной российской системе образования и воспитания. После деидеологизации системы образования и отказа от форм организации детей и молодежи, основанных на коммунистической идеологии, в российской системе образования ощущался недостаток активных форм социальной практики, ранее осуществлявшейся в рамках пионерского и комсомольского движения. Социальное проектирование позволяет восполнить этот пробел, путем вовлечения учащихся в общественно полезную социальную деятельность, основанную на принципах и ценностях демократического государства и гражданского общества.

Как разработать социальный проект

Проектный метод – один из эффективных методов работы волонтерских объединений. Проект добровольческой деятельности (далее социальный проект) – это логическая совокупность мероприятий, которая имеет начало и окончание и осуществляется для достижения поставленных целей в рамках устава данной организации, с установленным бюджетом, графиком работ и качественных показателей. Особенность проектного метода – конструирование целенаправленной деятельности по нахождению (определению) ресурсов, позволяющих реализовать общественную инициативу.
Проект включает следующие стадии: выявление актуальных проблем и формулирование названия проекта; формулирование миссии и цели; постановка задач; привлечение молодежи и общественности к проектированию; разработка проекта (план, этапы, реализация, ответственные, бюджет и т.п.); подготовка отчета.
Название проекта должно быть кратким, отражающим содержание предполагаемой деятельности, привлекательным, ярким, запоминающимся.
Проекты добровольческой деятельности должны отвечать трем основным требованиям:
во-первых, проект – это план действий по удовлетворению конкретных потребностей его участников и по решению конкретных проблем местного сообщества;
во-вторых, проект – это способ привлечения дополнительных ресурсов (человеческих, материальных, информационных и т.п.). Проект – психолого-педагогическое и материально-экономическое обоснование способов решения конкретных проблем и потребностей.
С учетом этих требований проект должен:
содержать описание актуальной проблемы, иметь четко сформулированные названия, цель, задачи, планируемые результаты;
опираться на анализ имеющегося опыта и литературы в стране и в мире;
содержать описание конкретной деятельности по решению поставленных задач (что и как нужно сделать, чтобы решить заявленные проблемы; какие шаги, когда и в какой логике предпринять; кого и как привлечь к своей работе, каковы будут их обязанности, права, ответственность; кто, когда и как будет контролировать и оценивать достижение планируемых результатов; кто и как будет отчитываться о проделанной работе; как доказать эффективность своей деятельности);
быть качественно оформленным (грамотно составленный титульный лист, качественная бумага; аккуратность напечатания, отсутствие ошибок, противоречий, повторов, краткость подачи материала; профессиональный, интеллигентный тон; ясный и четкий стиль изложения);
иметь грамотно составленные и оформленные приложения (исследовательские анкеты, образцы выдаваемых документов, рецензии коллег-специалистов, независимых экспертов, рекомендательные письма; копии публикаций, переписки с общественностью, СМИ, органами власти, спонсорами; брошюры, ежегодные отчеты и т.п.).

Действие № 1. Создание проектной группы, изучение ее возможностей.

№ Основные задачи Ожидаемые результаты
1 Собрать проектную группу и увлечь предварительным замыслом Наличие группы людей, готовых заниматься социальными проектами.
2 Провести тренинг, направленный на сплочение и формирование творческого командного духа. Изучение возможностей каждого члена команды. Наличие творческой команды, нацеленной на позитивные социальные преобразования. Понимание каждым участником своих возможностей и своего вклада в общее дело.
3 Сформировать нормы и правила общения и взаимодействия в команде (далее в любой командной деятельности тренировать их соблюдение). Навыки взаимодействия в процессе общей деятельности
4 Обучить членов команды основам проектной деятельности Понимание специфики социального проектирования. Наличие необходимых знаний и сформированных навыков

Комментарий
В группу подбираются социально-активные, неравнодушные люди, личностно заинтересованные в деятельности, направленной на развитие социальной ситуации в своем регионе. Кроме того, критериями подбора являются: а) достаточный интеллектуальный уровень, б) достаточный творческий потенциал, в) умение и желание работать в команде. Психологическим основанием рождения замысла проекта является процесс творчества, или – как основное свойство личности, группы – креативность, т.е. способность создавать новое.

Действие № 2. Изучение социальной ситуации в городе

№ Основные задачи Ожидаемые результаты
1. Собрать информацию о социальной, политической и культурной жизни региона Объективное представление о социальной ситуации в местном сообществе, о реальных проблемах, о ресурсах для развития региона.
2. Проанализировать полученную информацию с точки зрения проблематики «Проблемное поле» региона (перечень проблем и нереализованных потребностей, присущих разным социальным группам).
3. Сделать прогнозы различных вариантов развития ситуации:
а) при сохранении существующих тенденций,
б) в случае воздействий на них с целью оптимизации. Прогнозы развития ситуации.
4. Составить подробный отчет о проведенном исследовании Систематизированные материалы отчета

Комментарий.
Прогнозы развития ситуации позволяют: а) оценить значимость тех или иных проблем, б) оценить возможность негативных последствий вмешательств в естественное течение социальных процессов, в) сформировать «образ желаемого будущего».

Действие № 3. Выделение приоритетной и актуальной социальной проблемы

№ Основные задачи Ожидаемые результаты
1 Расставить проблемы по степени их значимости Выделение приоритетной проблемы
2 Определить «аудиторию» проекта, т.е. ту социальную группу, которая является носителем приоритетной социальной проблемы и на которую будет направлен социальный проект. Список лиц и организаций, носителей проблемы, с которыми будет проходить основное взаимодействие в рамках реализации проекта.
3. Сформулировать социальную проблему (или проблемы). Четкая формулировка проблемы (или нескольких проблем)
4. Определить причины существования данной социальной проблемы Перечень причин появления проблемы

Комментарий. «Аудитория» должна быть вовлечена в процессы разработки и реализации проекта. Это позволит: а) исключить ошибки в процессе проектирования, выбрать наиболее эффективные методы решения тех или иных задач, б) максимально задействовать ресурсы «аудитории», в) превратить процесс реализации проекта в своего рода общественное движение.
Актуальность проекта определяется тем, насколько значима для общества социальная проблема, решению которой призван способствовать наш проект
Социальной проблемой можно назвать такое обнаруживаемое на любом уровне социальной жизни противоречие между сущим и должным или желаемым (т. Е. тем, что есть, и тем, что должно быть или хотелось бы, чтобы было), которое в обществе вызывает напряженность и которое оно намеревается преодолеть.
Если удается нащупать особый общественный интерес, болевую точку общественной жизни, уловить надежды людей, их неудовлетворенные потребности и на этом социологическом открытии построить фундамент своего проекта, то мы создаем благоприятную ситуацию для реализации нашего замысла.
Определившись с исходной формулировкой проблемы, мы должны достаточно точно установить: а) целевые группы (т. Е. чья это проблема, кого она касается, что это за люди или организации); б) каковы масштабы проблемы ; в) поддается ли проблема решению ; г) что будет, если проблема не найдет разрешения Ответ на эту группу вопросов важен для осознания задач, которые предстоит решать. Важнейшая наша задача — выделить в качестве проблемы, на которую направлен проект, такую, которая реальна для разрешения.

Действие № 4. Определение цели и задач социального проекта

№ Основные задачи Ожидаемые результаты
1 Сформулировать основную цель социального проекта Четкая формулировка цели проекта.
2 Провести процесс поиска методов и средств решения социальной проблемы. Проектное решение
3 Сформулировать конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению социальной проблемы Перечень конкретных задач, решение которых приведет к достижению поставленной цели
Комментарии
Логика социального проектирования предполагает исходить из осознания социальной потребности. Из этого основания вытекает постановка цели проекта, его конкретные черты, подлежащие планированию. Еще до изучения социальной потребности, до постановки цели проекта инициатор проекта находится в творческом поиске. Постановка цели и задач проекта позволяет его инициатору систематизировать предварительные наброски замысла и описать в едином ключе содержание мероприятий и действий, составляющих проект.
Определив, в чем наш замысел, и установив, на решение какой проблемы направлен наш проект, мы можем сформулировать цель проекта. Цель есть то, чего мы хотим достичь в ходе реализации проекта. Основные требования, предъявляемые к формулировке цели проекта: Цель должна быть увязана с выявленной социальной проблемой. Цель должна быть достижима в рамках данного проекта
Наиболее обобщенные ожидания от реализации проекта за его собственными пределами правильнее называть не целью проекта, а его миссией. Цель должна формулироваться как безусловная и предусматривать итоговый результат
Такой результат может быть представлен в достаточно обобщенной форме (детали конкретизируются при постановке задач) и выражать ценностную установку инициатора.
Задачи проекта: конкретные действия, которые предстоит осуществить
Задачи прямо вытекают из цели проекта. Конкретность и обозримость результата реализации — отличительная сторона и главное требование к формулировке задач
В тексте проекта задачи формулируются сразу вслед за целью, поскольку через них цель и приобретает свою конкретность. Принято использовать для представления задач грамматические конструкции с глаголом в форме инфинитива, причем и здесь есть некоторые правила (или, скорее, рекомендации). Так Фонд международного партнерства в своих рекомендациях для инициаторов проектов, пишущих заявки на гранты на русском языке, не советует при формулировании задач проекта применять слова : «поддерживать», «улучшать», «усиливать», «содействовать», «координировать», «перестраивать», а считает подходящими слова: «подготовить», «распределить», «уменьшить», «увеличить», «организовать», «изготовить». Иначе говоря, лучше избегать глаголов несовершенного вида и применять глаголы совершенного вида. При постановке задач главным недостатком следует считать неконкретность и отсутствие увязки с реальностью.

Действие № 5. Составление плана работы

№ Основные задачи Ожидаемые результаты
1 Определить перечень основных мероприятий по осуществлению цели и задач проекта Письменно оформленный документ — план работы
2 Установить время проведения как подготовительных, так и основных мероприятий проекта Точный график выполнения плана
3 Определить ответственных за каждый пункт плана Список ответственных за реализацию каждого пункта плана
4 Указать необходимые ресурсы и источники их получения Перечень необходимых ресурсов и источников их получения.
Комментарий
Следующий этап работы над проектом составляет его планирование, задача которого установить перечень и порядок мероприятий по реализации проекта. Здесь концепция соединяется с организационными действиями: отбираются мероприятия в соответствии с задачами, вводится в достижение результата этапность, работы увязываются с ресурсами, устанавливаются сроки, ответственные исполнители, определяются объемы финансирования, фиксируются контрольные стадии и конечный результат.
При планировании социального проекта предлагается ориентироваться на правила ресурсов, времени, места, последствий.
Правило времени
Если проект выходит за пределы среднесрочного планирования, его целесообразно разделить на несколько последовательно осуществляемых проектов
Правило места
Если проект не может быть осуществлен по единому стандарту и подходам на большой территории, то лучше его разделить на локальные проекты, определяя свои стандарты и подходы для каждой группы однородных территорий
Крупные проекты нередко имеют разные возможности для реализации в зависимости от территории. Это создает проблемы усреднения показателей, которые в этом случае не могут исполнять роль контрольных. Тогда правильнее сформулировать задачи проекта раздельно для однородных территорий, что позволит эффективнее использовать имеющиеся ресурсы.
Правило последствий
Поскольку всякий проект имеет позитивные и негативные последствия, надо стремиться к уменьшению до минимума негативных и развертыванию до максимума позитивных последствий его осуществления
Понимание того, что негативные последствия социального нововведения неизбежны, важно для ориентации проектных разработок. Продумывание превентивных мероприятий по предупреждению таких последствий составляет одну из задач планирования. При этом наиболее эффективны те мероприятия, которые опираются на внутренние свойства самого проекта, а не на дополнительные, внешние для него источники и средства.
Правило ресурсов
Ресурсы, которые можно не использовать без большого ущерба для достижения цели, не следует использовать
То, что ресурсы, которые можно привлечь для реализации проекта, ограничены, исходное положение социального проектирования. Очевидно, что при недостатке ресурсов мы будет с этим считаться в планировании мероприятий. Но нередко какой-то из видов ресурсов имеется в избытке и легко доступен. Возникает искушение воспользоваться этим обстоятельством. Рациональное планирование должно противостоять такому искушению, поскольку привлечение излишних ресурсов деформирует проект и отвлекает усилия от других участков деятельности.

Действие № 6. Составление формы проекта как текста

№ Основные задачи Ожидаемые результаты
1 Составить график выполнения всех пунктов плана Рабочий график
2 Оформить график в виде таблицы Письменно оформленный график работ
Комментарии
Соединение всех записей, заметок, расчетов в единый текст, представляет собой важный этап работы над проектом. Текст проекта придает ему самостоятельную жизнь и также важен для внешнего пользователя, каковым может быть владелец финансовых средств, орган государственной власти, грантодатель или кто-то другой, кто проявляет или потенциально может проявить заинтересованность в нашем проекте. Форма представления проекта (его интерфейс) должна быть доступной и интересной тому, для кого мы готовим текст.
Тактика показывает, что написанный безграмотно, с жаргонными словечками или слишком наукообразно текст отталкивает читателя. Не вдохновит владельцев и распорядителей ресурсов на поддержку проекта неуверенность авторов в себе и в своих предложениях. Отбивают охоту знакомиться с проектом неясные округлые формулировки, долгие вступления и отступления. С самого начала должно быть ясно, о чем проект и каков его масштаб. «Что вы предлагаете?» таков первый вопрос читающего, и ответ на него должен быть на первой же странице текста.
В практике проектирования выработан прием, позволяющий упростить задачу знакомства с проектом. Описание проекта строится как бы по концентрическим кругам.
Самый малый круг презентация проекта – презентация занимает две-три страницы, и в ней в самой сжатой форме изложены информация об организации, осуществляющей проект (цели организации, ее готовность к осуществлению проекта), и концепция проекта (актуальность проекта; его цели и задачи; правовое, экономическое, организационное обоснование; потребность в средствах, модель и источники финансирования; участники проекта, их функции; место и время; материально-технические, интеллектуальные и другие ресурсы; ожидаемые последствия осуществления проекта). Этой информации должно быть достаточно, чтобы лицо, которому адресован проект (например, потенциальный инвестор), заинтересовался им. Если интереса нет, проект откладывают в сторону, если интерес проявлен – читают дальше.
Прислушаемся и к совету Дейла Карнеги, особо полезному при подготовке текста «малого круга »: « Наша эпоха – эпоха броских эффектов. Просто констатировать истину уже недостаточно. Истину надо сделать живой, интересной, драматичной»; «Драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно».
Второй круг: изложение концепции проекта, а также наиболее общей оценки его жизнеспособности и базовых расчетов. Текст этой части по структуре тот же, формулировки исходных положений те же, но здесь есть аргументация представленных положений. Тест занимает примерно до 20 страниц. Лицо, принимающее решение по проекту (тот же инвестор, например), знакомится с этой частью для прояснения того, что невозможно было почерпнуть из краткого описания проекта. Если его устраивает проект, то дальнейшее чтение по его распоряжению ведут специалисты, делающие экспертное заключение о целесообразности участия в проекте.
Третий круг, строящийся по той же структуре, что и два предыдущих, содержит детальную информацию и все выполненные расчеты по проекту
Эта часть текста может быть как угодно велика. В крупных проектах она может быть многотомной, содержать таблицы, схемы, рисунки, чертежи, диаграммы и т. Д. Но это не мешает видеть проект в целом: краткое описание (первый круг) и его вариант с аргументацией положений (второй круг) позволяют не отвлекаться от главного.
К тексту могут прилагаться различные документы: устав организации, рекомендации по проекту, отчеты по исследованиям и т.д.
Организованный по такой модели текст проекта позволяет сделать его многофункциональным, легко адаптировать к различным задачам презентации, не проводя дополнительной работы.
Ещё одной важной деталью в написании текста является название проекта. Оно должно быть ёмким, звучным, отражать суть проекта, запоминаться с первого раза. Именно такое имя обеспечит проекту популярность и интерес со стороны социума.

Действие № 8. Определение ресурсов и источников их получения

№ Основные задачи Ожидаемые результаты
1. Составить список необходимых ресурсов (материальных, финансовых и людских) Список необходимых ресурсов
2. Составить список источников получения ресурсов Список источников получения каждого вида ресурса

Действие № 9. Поиск деловых партнеров

№ Основные задачи Ожидаемые результаты
1 Определение списка организаций и лиц, способных помочь в реализации проекта Список организаций и лиц
2 Сбор информации о предполагаемых деловых партнерах Информация о деловых партнерах
3 Установление адресов, телефонов, предполагаемой даты переговоров Подробная информация

Действие № 10. Составление бюджета

№ Основные задачи Ожидаемые результаты
1 Определить источники поступления денежных средств (доходов) Конкретный перечень источников доходов с указанием сумм по каждому из них
2 Составить список предстоящих расходов Перечень предполагаемых расходов с указанием их величины
3 Определить разницу между доходами и расходами Рассчитать величину дефицита (недостатка денежных средств) или профицита (превышение доходов над расходами)

Комментарий
Следует принять во внимание обычную практику: финансовую поддержку получают те инициаторы проекта, которые для достижения его цели рискуют собственными средствами, сами производят затраты, причем довольно внушительные (по крайней мере 20-30% от расчетной стоимости проекта). Поэтому в смету расходов надо включить стоимость аренды помещений, эксплуатации оборудования, зарплату сотрудников и все другое, что непосредственно связано с работой организации-инициатора по осуществлению проекта (не приписывая лишнего).
При расчете финансовых средств, необходимых для проекта, не учитывается стоимость интеллектуальной собственности (авторские права участников).
В концепции проекта финансовые расчеты представлены в обобщенном виде, подробная информация по бюджету дается в приложении, где также указываются условия и порядок привлечения средств. Концепция должна отразить поэтапное распределение финансирования с увязкой по источникам и с учетом условий, под которые выдаются деньги.
В организационном обосновании проекта характеризуются участники его реализации и их функции; место и время осуществления проекта; имеющиеся в наличии и необходимые материально-технические, интеллектуальные и другие ресурсы.
В целом обоснование проекта призвано показать, что проект реален для исполнения: есть необходимые ресурсы, есть люди, которые смогут осуществить цели проекта, есть необходимые правовые и финансовые предпосылки для того, чтобы достичь конечных результатов. Когда смета приобретет четкие очертания, есть прямой смысл показать ее тем, кто имеет опыт в составлении бюджетов. Такая консультация поможет избежать ошибок и неточностей.

Практический опыт разработки социальных проектов

В данной главе представлен практический опыт автора по разработке социальных проектов, которые были заявлены на различные общественно значимые конкурсы, получили финансовую поддержку и в дальнейшем были успешно реализованы.

Социальный проект «Настоящие друзья»

Организатор-заявитель: ОГБОУ НПО ПУ № 27 г. Братска,

Руководители проекта:
Координатор проекта:
Хорольская Татьяна Васильевна, педагог организатор ПУ № 27 г. Братска,
Сроки реализации: с 1 сентября 2012г. по 1 июля 2013г.
География проекта: г. Братск, Правобережный округ
Партнеры проекта:
Братский детский дом-интернат для детей умственно отсталых детей
Центр активной молодёжи «Вектор добра»;
ООО «Керамзит»
Индивидуальные предприниматели г. Братска

1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:
В Братском детском доме воспитывается около трёхсот детей с отклонениями в умственном развитии. Волонтёры Профессионального училища №27 уже на протяжении четырёх лет сотрудничают с БДДИ.
Это – проведение совместных концертных и игровых программ, реализация социального проекта «Синяя птица», помощь в оформлении бетонного забора, строительство снежных фигур и многое другое. Но в 2012 году добровольцы решили взять подшефную группу и работать в течение года с одними и теми же ребятами, для того, чтобы установив долгосрочные дружеские отношения, помочь этим ребятам научиться общаться с другими людьми, и в дальнейшем приспособиться к взрослой жизни.
Подшефной группой стала группа №7. Это тринадцать детей от 10 до 12 лет с различными заболеваниями, в том числе и синдромом Дауна. Только трое из них обучаются во вспомогательной школе, восемь человек посещают занятия в интернате, двое не разговаривают.
Одной из задач проекта является привлечение внимания общества к проблеме детей с инвалидностью. Молодёжь имеет смутное представление о таких детях и как раз такие встречи волонтёров с этими детьми учат терпимости и дружелюбию.
Своё название проект получил после первой встречи, когда дети стали называть волонтёров – друзья.
С воспитателем Шаховой Ольгой Владимировной удалось найти общий язык. Она всячески способствует контактам волонтёров с детьми.

2. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Оптимизация жизни и поднятие уровня социальной адаптации детей-сирот с инвалидностью Братского детского дома-интерната благодаря установлению долгосрочных отношений с волонтёрами.

3. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

1. Установить постоянные дружеские связи с воспитателем и ребятами из подшефной группы №7 Братского детского дома-интерната для умственно-отсталых детей;
2. Разработать сценарии праздников с учетом индивидуальных особенностей детей
3. Подготовить и провести для ребят 10 игровых программ;
4. Развить навыки общения: научить новым играм и способам взаимодействия;
5. Привлечь ребят к совместной деятельности: рисование, изготовление подарков своими руками, выход на природу, посадка цветов, и т.д.

4. ЭТАПЫ ПРОЕКТА

№ Мероприятие Сроки выполнения
1 Первое знакомство с группой (игровая программа), встреча с воспитателем сентябрь
2 Подготовка Праздника осени: сценарий, репетиции, изготовление костюмов сентябрь
3 Конкурс рисунков «Я рисую осень» сентябрь
4 Проведение Праздника осени октябрь
5 Изготовление кукол для «Театра носков» октябрь
6 Сочинение сказки и репетиция спектакля «Теремок» октябрь
7 Проведение спектакля «Теремок» ноябрь
8 Подготовка программы «Новогодние встречи друзей» декабрь
9 Подготовка конкурса рисунков «Дед Мороз у нас в гостях!» декабрь
10 «Мастерская Деда Мороза» — изготовление волонтёрами подарков для детей декабрь
11 Проведение Новогодней программы
декабрь

5. КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА ДАННОМ ЭТАПЕ

? Дети узнали и запомнили новые игры, в которые играют сами в отсутствие волонтёров;
? Установились теплые дружеские отношения волонтёров с детьми: они запомнили имена друг друга, ждут с нетерпеньем новых встреч;
? Дети не только ждут подарков от волонтёров, но стали их готовить сами: рисовать открытки, писать письма, учить стихи и песни;
? При совместной деятельности (рисование, кукольный театр, игры) дети с удовольствием взаимодействуют с волонтёрами, а те, в свою очередь проявляют терпенье и дружелюбие
? Волонтёры полюбили ребят и всегда с радостью едут на встречу с ними, тщательно готовятся к мероприятиям: разрабатывают сценарии, репетируют, подбирают костюмы, разучивают новые игры, загадки, песни.

6. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА ДАННОМ ЭТАПЕ

? количество участников проекта 50 чел.
? количество благополучателей 20 чел.
? количество привлеченных организаций- партнеров 5
? количество отработанных часов
волонтёрами для благополучателей 300 чел/час
? количество привлеченных волонтеров 20чел.
? количество мероприятий 10
?

Социальный проект «ШАГИ»

1. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Целью проекта «ШАГИ» является организация Школы активного гармоничного инвалида (ШАГИ), где будут созданы условия направленные на оптимизацию жизни людей-инвалидов в обществе. Также данный проект призван решить проблему социального одиночества инвалидов, их разобщенность и оторванность от внешнего мира. По замыслу проекта объединить инвалидов призвана организация на базе общества инвалидов клубно-секционной формы работы, участвуя в которой, у инвалидов появляется возможность проявить себя, освоить новые навыки, найти единомышленников, а значит, успешно социализироваться в обществе.
Социальная значимость проекта «ШАГИ» обусловлена еще и тем, что он будет осуществляться наряду с лидерами Общества инвалидов, также представителями волонтёрского движения г. Братска, которые имеют многолетний опыт добровольческой деятельности, в том числе работы с людьми с ограниченными возможностями. Это – волонтеры Центра активной молодёжи, учащимися Профессионального училища № 27, студенты Братского государственного университета, предприниматели города, педагоги Школы ремёсел и другие. Осуществление проекта планируется в течение 1 года с 01 января по 31 декабря 2012 г. На его реализацию необходима финансовая поддержка в сумме 100 000 рублей.

2. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Организация Падунского и Правобережного округов г. Братска Иркутской Областной Организации Общероссийской Общественной Организации «Всероссийское Общество Инвалидов».Дата создания: 1989 г.
Уникальность организации ПВОИ состоит в многолетнем сотрудничестве с волонтёрского движения г. Братска. Это выражается в совместном проведении различных мероприятий для членов общества, в проведении ремонтных работ в здании общества инвалидов. В 2011 году Падунское ВОИ явилось партнёром социального проекта «Вектор добра» в рамках социальной программы «Территория РУСАЛа». В 2012г. Общество инвалидов приняло участие в совместном волонтёрском проекте «Мы разные, но равные». Также ПВОИ тесно сотрудничает с предпринимателями города и общественными организациями, которые и являются источником дополнительного финансирования. Средства предоставленные благотворителями используются на проведение ремонтных работ и культурных мероприятий в Обществе. Социальные учреждения, а именно: Братский детский дом и Братский детский дом-интернат для умственно отсталых детей принимают активное участие в мероприятиях ПВОИ. Сами члены Общества инвалидов активно отзываются на предложение в участии в городских спартакиадах, выставках, культурных выездах и др.
2. 3. Информация о команде проекта.
Руководитель проекта – Фаткулина Л. В., председатель ревизионной комиссии ПВОИ
Координатор проекта – Хорольская Т.В. – координатор волонтёрского отряда «Добрые руки»
Большая роль в координации участников проекта отводится председателям первичных организаций.

3. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Проблема социально-психологической адаптации инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. В последнее время этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту в связи с большими изменениями в подходах к людям, которые являются инвалидами.
Потребности инвалидов можно условно подразделить на две группы: – общие, т.е. аналогичные нуждам остальных граждан и – особые, т.е. потребности, вызванные той или иной болезнью.
Наиболее типичными из “особых” потребностей инвалидов являются следующие:
в восстановлении (компенсации) нарушенных способностей к различным видам деятельности;
в передвижении;
в общении;
в свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и др. сферы;
в возможности получать знания;
в трудоустройстве;
в комфортных бытовых условиях;
в социально-психологической адаптации;
в материальной поддержке.
Удовлетворение перечисленных потребностей – непременное условие успешности всех интеграционных мероприятий в отношении инвалидов. В социально-психологическом плане инвалидность ставит перед человеком множество проблем, поэтому необходимо особо выделить социально-психологические аспекты лиц с ограниченными возможностями.
Проблема одиночества может решиться только при помощи форм общения, ведущих к личностному росту. Активное взаимодействие с окружающими, расширение социокультурных контактов – главное условие достойной жизни. Социально-культурная работа с людьми – инвалидами направлена на оптимизацию их жизни в обществе.

4. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель: Организация «Школы активного гармоничного инвалида» (ШАГИ) с целью создания условий направленных на оптимизацию жизни людей-инвалидов в обществе. (То есть создание доступной для инвалидов социальной среды жизнедеятельности, направленной на саморазвитие, продуктивное время препровождение, формирование мотивации, стремление к самореализации в обществе)
Задачи:
1. Привлечение внимания общества к проблемам людей-инвалидов через взаимодействие с членами волонтёрского движения и средствами массовой информации.
2. Создание системы клубной формы работы в Обществе инвалидов.
3. Организация участия членов волонтёрского движения для проведения занятий в творческих и спортивных клубах.
4. Выработка механизмов взаимодействия Общества инвалидов с общественными и социальными организациями города, представителями бизнеса.
5. Активизация и объединение членов Общества инвалидов.

5. СТРАТЕГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ

На начальном этапе реализации проекта создается координационный Совет проекта из числа актива общества инвалидов и лидеров волонтёрского движения, призванный выработать стратегию по реализации проекта. Затем разрабатываются информационные письма для учреждений с информацией о проекте и приглашении их представителей принять участие в проекте. Далее организуется круглый стол «Способы оптимизации жизни людей-инвалидов в обществе встреча с руководителями социальных и образовательных учреждений, предпринимателями, представителями властных структур, координаторами по работе с добровольцами труд для выработки механизмов взаимодействия.
В рамках проекта предполагается организация разнообразной работы по нескольким направлениям:
— культурно-досуговое направление;
-оздоровительно-консультативное направление;
просветительно-образовательное направление;

Подведение итогов проекта планируется в конце декабря, где награждение активных участников. Предполагается приглашение представителей всех участников проекта, в том числе представителей управления социальной политики администрации г. Братска, департамента молодежной политики, комитетов по управлению Падунским и Правобережным округами, социальных и учебных учреждений, представителей бизнеса. Состоится церемония награждение по итогам проекта дипломами, грамотами, сертификатами, показ презентации о реализации проекта.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Дата Мероприятия Объем финансирования Результаты Механизмы измерения результатов
05.01.13 Создание координационного
Совета проекта — Протокол
Списки участников
05-10.01.13 Подготовка информационных писем, раздаточных материалов, статей о целях проекта
— информированность организаций и граждан города о проекте Информационные письма, статьи в прессе
15.01.13 Круглый стол «Способы оптимизации жизни людей-инвалидов в обществе» — встреча с руководителями социальных и образовательных учреждений, предпринимателями, представителями властных структур, координаторами по работе с добровольцами — Выработка механизмов взаимодействия Протокол, статья в газете, соглашения, видео сюжет
20.01.13 Разработка планов работы секций и клубов — Планы работы секций и клубов Планы работы секций и клубов
25.03.13
25.05.13
25.07. 13
25.08.13
25.10.13 Выпуск информационного вестника
«ШАГИ»
665,00 рублей Информационный вестник «ШАГИ» Привлеченные участники-инвалиды – 5 чел., добровольцы – 5 чел. Информационный вестник «ШАГИ»
30.06.13
30.08.13 Рекреационные программы на природе
Расходные материалы
500,00 рублей Привлеченные участники-инвалиды – 60 чел., добровольцы – 20 чел. Регистрационные листы, отзывы участников, видео сюжет, статьи, фотографии

08.03.13 «»Весна, музыка, любовь» – праздничная программа в международный женский день
Расходные материалы
1000,00 рублей Привлеченные участники-инвалиды – 60 чел., добровольцы – 20 чел. Регистрационные листы, отзывы участников, сценарий,

23-30.04.13 Акция «Передай добро по кругу» — участие в Весенней Неделе добра
500,00
рублей Оказание помощи нуждающимся – 40 чел. Привлеченные участники-инвалиды – 60 чел., добровольцы – 20 чел. Отзывы участников, благополучателей, видео сюжет, статьи, фотографии
15.07.13 «Твои возможности» — спортивный праздник
Расходные материалы
1000,00
рублей Привлеченные участники-инвалиды – 50 чел., добровольцы – 20 чел. Регистрационные листы, фотографии, отзывы
24.04.13 «Пасхальные встречи» — праздничная программа
Расходные материалы
1000,00
рублей Привлеченные участники-инвалиды – 60 чел., добровольцы – 20 чел. фотографии, отзывы сценарий,
,
05-09.05.13 Акция «Помним, гордимся, чтим!», посвященная Дню Победы
Расходные материалы
1000,00 рублей Привлеченные участники-инвалиды – 20 чел., добровольцы – 20 чел. Видео сюжет, статьи, фотографии, отзывы

01.06.2013 «День счастливых детей» — игровая программа для детей-инвалидов
Расходные материалы

500,00 рублей игровая программа для детей-инвалидов, Привлеченные участники-инвалиды – 20 чел., добровольцы – 20 чел. фотографии, отзывы
11-25.09.13 Акция «Посади дерево»
— Привлеченные участники-инвалиды – 20 чел., добровольцы – 30 чел. Видео сюжет, статьи, фотографии, отзывы

01.10.13 «Золотая осень» — праздничная программа в День пожилого человека
1000,00 рублей Привлеченные участники-инвалиды – 60 чел., добровольцы – 20 чел. фотографии, отзывы сценарий,
,
ноябрь Акция «С любовью и заботой» — помощь детям инвалидам Дома ребёнка — Привлеченные участники-инвалиды – 20 чел., добровольцы – 30 чел. Видео сюжет, статьи, фотографии, отзывы,

03-13.12.13 Декада «Мы вместе», посвященная Международному дню инвалидов Расходные материалы
2000,00
рублей Привлеченные участники-инвалиды – 60 чел., добровольцы – 30 чел. отзывы участников
25.12.13 «На пороге Новый год!» — праздничная программа Расходные материалы
2000,00
рублей Привлеченные участники-инвалиды – 60 чел., добровольцы – 15 чел. фотограф,
отзывы, сценарий
Февраль-декабрь Тренинги и игры: на командообразование, бесконфликтное поведение.

— Обучение играм на взаимодействие 100 чел. Регистрационные листы, отзывы участников,

В течение года Работа секций и клубов Расходные материалы
14100
рублей Сформированная система клубной формы работы в Обществе инвалидов Видео сюжет, статьи, фотографии, отзывы

Ноябрь «Добрых рук творенье». Выставка прикладного творчества инвалидов Расходные материалы
1000,00 рублей Выставка, привлеченные участники-инвалиды – 50 чел., добровольцы – 20 чел. Видео сюжет, статьи, фотографии, отзывы
Май-июнь «Моя мечта». Выставка рисунков детей-инвалидов
Расходные материалы
1000,00
рублей Привлеченные участники-инвалиды – 60 чел., добровольцы – 20 чел. отзывы
Январь-декабрь Библиотечная акция: «Возьми меня с собой!»

— Привлеченные участники-инвалиды – 60 чел., добровольцы – 20 чел. Отзывы Регистрационные листы
Декабрь Подведение итогов проекта, награждение активных участников.

5000,00
рублей Итоги
по реализации проекта.
Сформированная система клубной формы работы в Обществе инвалидов Регистрационные листы,
сценарий,
Статья в газете, фотографии, Видео сюжет
Декабрь Подготовка и сдача отчета — Отчет реализации проекта Отчет реализации проекта

6. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Одними из важных результатов данного проекта является количество людей-инвалидов, принявших участие в проекте, а также волонтёров, оказавших помощь этой категории населения..

К количественным характеристикам можно также отнести:
— количество благополучателей: 500 чел.
— количество участников проекта инвалидов: 150 чел.
— количество оказанных услуг добровольцами: 50
— количество привлеченных организаций-партнеров: 30
— количество статей в периодической печати: 5 шт.
— количество проведенных семинаров, тренингов: 10 шт.
— количество привлеченных специалистов: 20 чел.
— отзывы на деятельность волонтеров: 20 шт.
— количество отработанных часов волонтёрами
для благополучателей: 1350 ч.
— количество привлеченных волонтеров: 100 чел.
— вложение собственных ресурсов (финансовые, людские)

7. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА

По окончанию срока реализации проекта предполагается: Продолжить работу клубов и секций для инвалидов.Продолжить взаимодействия Общества инвалидов с общественными и социальными организациями города, представителями бизнеса.Создать досуговый Центр для людей — инвалидов

8. БЮДЖЕТ, КОММЕНТАРИИ К БЮДЖЕТУ

9.1.Сводная смета
Статья расходов Запрашиваемая сумма,
(в рублях) Вклад из других источников
(в рублях) Всего,
(в рублях)
Транспортные расходы 3000,00 2000,00 5000,00
Приобретение оборудования 65200,00 21000,00 86200,00
Расходные материалы 31800,00 3000,00 34800,00
ИТОГО: 100000,00 26000,00 126000,00

Социальный проект «Объединяя возможности»

1. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Активными добровольцами центра активной молодежи «Вектор добра» (учащимися, студентами НПО, СПО, вузов, членами организации Падунского и Правобережного округов г. Братска ИООООО Всероссийского общества инвалидов) совместно с педагогами дополнительного образования МАОУ ДОД ДДЮТ, партнерами будет организована работа детской игровой комнаты «Аленушка», проведены познавательные, досуговые, массовые игровые программы для детей с инвалидностью, в т.ч. для детей (3-14 лет), не посещающие дошкольные, школьные учреждения.
Цель проекта: создание условий для организации работы детской игровой комнаты «Алёнушка» для детей с инвалидностью, проживающих в семьях.
Цель планируется достигнуть через решения следующих задач:
• подготовка условий для взаимодействия детей, родителей с помощью волонтеров, специалистов, партнеров;
• информирование и привлечение молодёжи к социально-значимой деятельности;
• привлечение и подготовка волонтёров по работе с семьями, в которых есть дети с инвалидностью;
• участие в создании условий адаптации детей с ограниченными возможностями;
• привлечение специалистов, проведение консультаций психологов для родителей и тренингов для волонтёров.
Будут организованы: мастерская волонтера, интересные встречи, психологические, юридические, социально-педагогические, медицинские консультации со специалистами. На протяжении проекта будет проводиться подготовка волонтеров по работе с людьми с инвалидностью (на базе ДДЮТ, специализированного Дома ребенка, Братского детского дома-интерната, международного волонтерского лагеря социального поселения «Исток» г. Иркутск).
Будет оказана информационная, организационная, консультативная помощь семьям, имеющих детей с инвалидностью.
В результате реализации проекта «Объединяя возможности» созданные условия помогут семьям:
• снизить стресса, как у родителей, так и у детей,
• повысить уровень доверия к обществу,
• возможность отдохнуть.
Детям даст возможность:
• целостного восприятия мира,
• преодоление одиночества, замкнутости, ряда комплексов;
• развитие речи;
• реализовать право выбора, право на организованный, познавательный досуг, на интересный отдых, возможность поиграть в те игры, игрушки, с ребятами, которые предлагают не только родители, но и общество;
• проходить адаптацию в обществе, приобрести новых друзей, расшириться круг общения,
• познакомиться с игровыми технологиями, быть в роле не только участника, но и организатора игры;
• право влиять на общество, слушать и быть услышанным, получить внимание, признания, похвалы, чувство нужности, успешности, стремления быть лучше.

Волонтерам: меньше сил, времени на подготовку, развитию чувства сопереживания, сочувствия, взаимодействия, оказание действенной помощи, позитивного настроя, восприятия людей с инвалидностью как равных.
Проект будет продолжаться 8 месяцев. Бюджет – 364 087,71 рублей

2. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, КОМАНДЫ ПРОЕКТА

2.1. Информация об организации-заявителе.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец детского и юношеского творчества» был открыт в 1970 году, до 2001года являлся Домом пионеров г. Братска, созданного на основании решения Исполкома Братского городского Совета депутатов трудящихся.
2.2. Информация о деятельности организации-заявителя.
Обучающиеся МАОУ ДОД ДДЮТ принимают активное участие и становятся победителями по направлениям указанных выше в конкурсах международного, российского, межрегионального, областного, городского уровней.
Отмечены дипломами, благодарственными письмами мэра за вклад в развитие волонтерского движения, личный вклад в социально-значимую деятельность на благо жителей города Братска; департамента культуры и молодежной политики администрации города Братска за активную организационную работу по созданию волонтерского молодежного движения в городе Братске и вовлечение молодежи в социально-полезную деятельность, правительством и министерством по физической культуре, спорту и молодежной политики Иркутской области за участие в областных конкурсах: добровольческих инициатив (проект «Рождественские подарки»), центров активной молодежи (программа развития центра активной молодежи «Вектор добра» МАОУ ДОД ДДЮТ), фестиваль лучших добровольцев («Молодые молодым», «Игротека»), бала добровольцев «Хрустальное сердце Байкала». Организаторы городского конкурса общественного признания «Доброволец года» (2011,2012гг.)

3. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В городе Братске отсутствуют учреждения предоставляющие услуги по организации игр с детьми, подростками с инвалидностью, а также находящиеся на домашнем обучении.
В настоящий момент государственные социальные учреждения делают акцент на реабилитацию детей, предоставляя возможность посещения детских садов, школ (дистанционное обучение). В силу особенностей дети они не всегда адаптированы для взаимодействия с ровесниками, не готовы к общению.
Как показывает практика, реакция окружающих оставляет желать лучше. Процессы социализации детей с инвалидностью замедляются, они становятся более замкнутыми в себе, в следствии чего происходит изоляция от общества, круг общения сужается до минимума.
Центр активной молодежи г. Братска «Вектор добра» предлагает игровые, организационные, информационные услуги детям с инвалидностью, проживающим в семьях, в т.ч. не посещающих дошкольные, школьные учреждения.

4. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель: Создание условий для организации работы детской игровой комнаты «Алёнушка» для детей с инвалидностью, проживающих в семьях
Задачи:
1. Подготовка условий для взаимодействия детей, родителей с помощью волонтеров, специалистов, партнеров.
2. Информирование и привлечение молодёжи к социально-значимой деятельности
3. Привлечение и подготовка волонтёров по работе с семьями, в которых есть дети с инвалидностью
4. Участие в создании условий адаптации детей с ограниченными возможностями. Привлечение специалистов, проведение консультаций психологов для родителей и тренингов для волонтёров

5. СТРАТЕГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ

В начале реализации проекта заключаются договора на добровольческий труд с волонтерами, родителями.
Одним из важных этапов проекта является подготовка волонтёров: привлечение специалистов по работе с людьми с ограниченными возможностями для обучающих семинаров, просмотр тематических фильмов с беседой, обсуждением, психологических консультаций с волонтерами с целью психологической разгрузки. Обмен опытом среди волонтеров.
Для организации работы по проекту необходимо разработать и оформить графики посещения детской игровой комнаты «Алёнушка» детьми и подсчитать количество отработанных часов волонтерами. Будет оформлена и оборудована детская игровая комната «Алёнушка» на базе двух учебных кабинетов МАОУ ДОД ДДЮТ с привлечением новых волонтеров, партнеров. Добровольцами, в т.ч. будущими специалистами в «Мастерской волонтера» будет изготовлена детская, кукольная мебель, игровые материалы, сшиты костюмы с учетом интересов и возможностей детей с инвалидностью. Создавая душевную, теплую обстановку для общения и взаимодействия особенных детей будут проведены познавательные, досуговые, массовые игровые программы. Для более тесного контакта с детьми планируется составление портретов детей (их особенности, какие игры предпочитают) для добровольцев, впервые играющих с конкретным ребёнком. Подготовка игр, сбор материала по данной теме. Распределение обязанностей между добровольцами.
Для родителей будут организованы встречи с психологом, юристом и другими специалистами. На протяжении всей реализации проекта планируется ведение журнала отзывов родителей о деятельности волонтеров.

6. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Дата Мероприятия Результаты Механизмы измерения результатов
Май Заключение договоров с волонтерами и семьями 50 договоров Договоры
Май Проведение благотворительного концерта 250 участников.
Сбор средств на лечение Реализованные билеты. Количество собранных средств.
Май-декабрь Работа детской игровой комнаты «Алёнушка» по графику 852 чел./час
320 игрового материала,
96 игровых программ,
60 детей График, план работы волонтеров, список детей, волонтеров, «Детский портрет» (описание особенностей детей)
Май-декабрь Работа «Мастерской волонтера» 80 волонтеров,
4 стола, 2 стула, кукольная мебель (12 наименований), 6 костюмов, 18 элементов костюмов Список волонтеров, инвентаризация готовых изделий
Май-ноябрь Обучающие семинары 7 семинаров Регистрационные листы, программа семинара
Май-декабрь Съемка сюжетов и их обработка 8 сюжетов Создание собственного фильма. Видеоматериалы к фильму, сценарий фильма
Июнь Торжественное открытие проекта Освещение в СМИ 1 сюжет,
1 статья
Июнь, август Совместные выезды на природу 60 человек Список участников
Июль Международный волонтерский лагерь социального поселения «Исток» Обмен опытом, обучение волонтеров, оказание помощи в благоустройстве поселения Программа, список участников,
1 статья,
1 сюжет
Август Спартакиада для детей с инвалидностью Освещение в СМИ 1 сюжет,
1 статья
Август Благотворительный матч 600 участников
Сбор средств на лечение Список организаторов,
Количество реализованных билетов
Сентябрь Осенний карнавал 100 участников Фото, видео, отзывы
Октябрь Фестиваль мультипликационных фильмов 12 мультфильмов,
200 участников Фото, видео, отзывы
5 декабря Торжественное подведение итогов с организацией выставки творческих работ Награждение активных участников проекта 1 сюжет, 1 статья
Декабрь Подготовка и сдача отчета

7. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Количественные показатели
Участники проекта (в т.ч. молодежь) 10 000 чел.
Количество привлечённых добровольцев 540 чел.
Игровую комнату посетили 40 детей и 12 молодых людей
Количество отработанных часов 852 чел./час
Количество семинаров 7
Игровых материалов 320 наименований
Встреч со специалистами 32
Статьи 4
ТВ сюжеты 4
Отзывы 60

Качественные показатели
Люди, участники проекта станут милосерднее, терпеливее, выносливыми, сопереживающими, сочувствующими и просто любящими. Успешная социализация детей с инвалидностью. Поможет детям не посещающих детский сад и школу в общении, как с ровесниками так и с детьми постарше себя, поддерживать общение, быть интересным собеседником, нужным в игре, установлению контактов, успешное вхождение в социум, участие детей в разнообразных играх (логических, познавательных и др.) Владением мастерством (вязание, вышивание, изо, пантомима, хореографии, вокала, игре на муз.интсрументах и др.) Развитие речи у детей

8. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА

Спрос на услуги целевой группы очень высок. Особенно актуально в сроки реализации проекта, т.к. зимой учащается заболеваемость, недомогания детей с инвалидностью. В перспективе при поддержке возможно создание детского центра, в котором расширятся услуги для целевых групп (дети из малообеспеченных, многодетных, неблагополучных семей).
Создание детского центра будет производиться на основании имеющейся материально-технической базы детской игровой комнаты «Аленушка», а также с применением имеющейся партнерской, волонтерской базы и благополучателей.
БЮДЖЕТ ПРОЕКТА
Статья расходов Запрашиваемая сумма,
(в рублях) Вклад
из других источников,
(в рублях) Всего,
(в рублях)
Заработная плата и гонорары (включая налоги) 30 000,00 84 77,71 114 727,71
Командировочные и транспортные расходы 10 000,00 15 000,00 25 000,00
Приобретение оборудования 45 000,00 15 000,00 60 000,00
Аренда помещений и оборудования 92 400,00 92 400,00
Оплата услуг сторонних организаций 800,00 400,00 1 200,00
Расходы на связь
Расходные материалы 29 740,00 560,00 30 300,00
Материалы для изготовления игровых зон и реквизитов 34 460,00 6 000,00 40 460,00
ИТОГО: 150 000,00 214 087,71 364 087,71

Глоссарий

Активность социальная – форма деятельности социального субъекта (личности, организации, группы, общества в целом), сознательно ориентированного на решение стоящих перед ним проблем, а также мера этой деятельности.
Актор – активно действующий индивид, способный влиять на социальные реалии, преобразовывая их (в противоположность субъекту социальному, полностью находящемуся под влиянием социальной структуры, которая управляет его поведением).
Валидность – достоверность, надежность (собранных данных); мера соответствия социологического инструментария тому, что измеряется.
Гендерное неравенство – в современной культуре социально-экономические возможности женщин меньше, их статусное положение в целом ниже, чем у мужчин.
Герменевтика – 1) искусство и теория толкования древних текстов и памятников; 2) метод интерпретации чужой индивидуальности.
Гражданское общество – совокупность негосударственных отношений в обществе: экономических, политических, социальных, национальных, духовных, религиозных, семейных, нравственных и др., сфера самовыражения индивидов через сформированные гражданами ассоциации и организации.
Группа референтная – социальная группа, обладающая системой ценностей, разделяемых индивидом, хотя и не принадлежащим к числу ее членов, но ориентирующим свое поведение на ценности этой группы.
Группа социальная – совокупность индивидов, характеризующаяся общими интересами, установками и ориентациями, нормативной регламентацией совместной деятельности в рамках определенного пространственно-временного континуума.
Движение социальное – по Г. Блюмеру: массовые, коллективные действия людей, направленные на обеспечение определенных потребностей и в этой связи – на определенные социальные трансформации.
Изменения социальные – перемены, происходящие в течение некоторого времени внутри социальных систем и во взаимоотношениях между ними, в обществе в целом как социентальной системе. И. с. Подвержены прежде всего социальные институты и организации, социальные группы и общности (сообщества), социальное поведение людей и менталитет.
Индекс развития человеческого потенциала – интегральный показатель уровня социального развития населения страны, включающий три ведущих показателя: ожидаемую продолжительность жизни, уровень образования, индекс уровня жизни.
Конформизм – приспособленческое, пассивное, некритическое принятие существующего порядка вещей, систем ценностей, норм, мнений, как правило, под воздействием группового давления.
Кризис социальный – нарушение стабильности социальной системы, вызванное обострением её внутренних противоречий; способ разрешения социальных противоречий.
Латентность – явление, означающее неожиданные, ненамеренные последствия социальных действий людей и социальных институтов.
Личностный потенциал – это сложная система характеристик, связанная с движущими силами духовного развития, с мотивацией и самооценкой.
Маргинальность социальная – промежуточное положение, определяющее поведение, мышление и социальное самочувствие людей в ходе утраты ими своей принадлежности к прежней среде и слабой освоенности новых ролей и норм поведения. В устойчивой ситуации М. с. характерна для социальных аутсайдеров; в период перемен это явление расширяется, захватывая многочисленные группы.
Менталитет – исторически формирующийся образ мышления, в котором выражается специфика восприятия группой, этносом, всем обществом социальной (и природной) действительности. Проявляется прежде всего в фольклоре, народных верованиях, моральных нормах, а также и в специализированных областях культуры – искусстве, философии, социальных и гуманитарных науках.
Методы сбора первичной социологической информации – специальные процедуры и операции, повторяющиеся при проведении различных по целям и задачам социологических исследований и направленные на установление конкретных социальных фактов (к числу основных методов относят опрос, интервью, анализ документов, наблюдение и др.)
Мониторинг – процесс систематического или непрерывного сбора информации о параметрах сложного объекта или процесса. Несёт одну или более из трёх организационных функций:
— выявляет состояние критических или находящихся в состоянии изменения явлений окружающей среды, в отношении которых будет выработан курс действий на будущее;
— устанавливает отношения со своим окружением, обеспечивая обратную связь, в отношении предыдущих удач и неудач определенной политики или программ;
— устанавливает соответствия правилам и контрактным обязательствам.
Мотив – конкретный внутренний побудитель действий человека, обусловленный его интересами и ценностными ориентациями.
Объект социального проектирования (т. Е. на что будут направлены проектируемые социальные действия) может быть:
1) человек как общественный индивид с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;
2) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. П.);
3) разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т. П.).
Организация неформальная – спонтанно складывающаяся внутри формальной организации система социальных связей, норм, целей, функций на основе межличностной взаимной избирательности в отношениях, взаимодействия индивидуальных интересов.
Организация социальная – вид деятельности или качественное состояние отдельного социума. Один из самых массовых способов объединения людей вокруг общей цели, включающей в себя распределение функций, иерархию и т.п.
Репрезентативность – свойство выборки пропорционально воспроизводить все характеристики генеральной совокупности.
Респондент – опрашиваемый, отвечающий на вопросы анкеты и участвующий в интервью в качестве объекта исследования.
Синергия – характеристика совокупного результата совместной деятельности людей; свойство информационно-энергетического потенциала, который проявляется во взаимодействии любых природных объектов или в совместной деятельности людей.
Социализация – процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях.
Социальная связь – взаимонаправленный процесс обмена социальными действиями между группами людей и индивидами. Связь всегда взаимна, налична и осуществима (хотя бы в воображении).
Есть два типа связей:
— непосредственные (как правило, визуальные, межличностные),
— опосредованные (когда связь осуществляется через посредников; при этом возникает явление деиндивидуализации – иллюзия, что все социальные отношения существуют независимо от воли и желания людей).
Социум – большая, устойчивая социальная общность, выступающая как социальная система (страна, государство, город, народ, нация и др.); пространство взаимодействия социальных общностей.
Социальное проектирование – это творческий процесс конструирования системы социальных действий, направленных на преодоление существующих социальных проблем, на позитивные изменения, на развитие социальной ситуации.
Субъекты социального проектирования (т. Е. тем, кто осуществляет проектирование) могут быть как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты, специально созданные проектные группы и т. П. Необходимая черта субъекта проектирования – его социальная активность.
Тезаурус – синергетический термин, означающий буквально «сокровищница»; характеристика множества возможных структур – вариантов для отбора.
Эффективность – степень реализации системой своих функций с точки зрения появления новых возможностей или достижения качественно нового состояния; мера полноты и качества решения системой поставленной задачи.

Литература

Арт-Профи-Форум : ярмарка-выставка социальных проектов / [сост. И. Г. Лопатина]. – Н. Новгород : Пед. технологии, 2004. – 104 С. – (Минобрнауки Нижегородской обл.; Нижегородский обл. центр эстет. воспитания детей).
Балданова Н. Только для терпеливых: этапы проектной деятельности и роли участников / Н. Балданова // Учит. газ. – 2005. – № 45. – С. 17.
Белобородов Н. В. Социальные творческие проекты в школе: практ. пособие / Н. В. Беспалова Г. М. Социальное проектирование подростка : Как изменить отношения в школе / Г. М. Беспалова, Н. М. Виноградова; М–во образования РФ; Департамент образования г. Москвы; Науч.-пед. об-ние «Шк. самоопределения». – М. : Новый учебник, 2003. – 48 С. – (Библиотека Федеральной программы развития образования). – Прил.: Шаги социального проекта : Рабоч. тетрадь. – 22 С. – ISBN 5-8393-0193-0.
Битянова М. Мы строим парк : Психологическая игра-проект для учащихся 3–5-х классов Ваганова Т. Учитесь, господа, у своих детей / Т. Ваганова // Граждановедение : прил. к «Учит. газ.». – 2006. – 25 мая (№ 21). – С. 5.
Викторова Т. Б. Социальное проектирование – социальное действие / Т. Б. Викторова // Доп. образование и воспитание. – 2006. – № 1. – С. 51–53.
Голуб Г. Б. Портфолио в системе педагогической диагностики / Г. Б. Голуб, О. В. Чуракова // Пед. диагностика. – 2005. – № 3. – С. 56–79; № 4. – С. 42–70.
Использование портфолио в проектной деятельности учащихся.
Ермолин А. А. Навигатор третьего тысячелетия, или Как стать разведчиком / А. А. В содерж.: Скаутское движение. С. 359: Служение обществу, или Социальное проектирование.
Кононенко Г. Проектная деятельность как способ социализации школьников// Воспитат. работа в шк. – 2007. – № 3. – С. 50–57.
Копешкина С. Мы – центр местного сообщества / С. Копешкина // Граждановедение: прил. к «Учит. газ.». – 2007. – 22 марта (№ 11–12). – С. 11.
Социальный проект «Школа – центр местного сообщества».
Кук Е. Поект «Российские СМИ и HKО: мостик через пропасть» : сравнительное исследование / Е. Кук // PR в образовании. – 2005. – № 5. – С. 47–67; 2006. – № 1. – С. 59–76.
Ланкова Н. М. Роль социального проектирования в развитии социальной и культурной жизни микрорайона / Н. М. Ланкова // Завуч. – 2007. – № 3. – С. 39–47.
Латышев О. Ю. Организация и проведение учебных Интернет-проектов и конкурсов / О. Ю. Латышев // Школ, технологии. – 2006. – № 1. – С. 168–171; Пед. техника. – 2006. – № 2. – С. 40–50.
Лебедева Н. Н. Гармонизация системы ценностей школьников в социальных проектах / Н. Н. Лебедева // Наука и практика воспитания и доп. образования. – 2006. – № 4. – С. 92–95.
Луков В.А. Социальное проектирование. Учебн. Пособие-М. ; Изд-во Московского гуманитарного университета : Флинта, 2006
Макеева И. О. Проект, ещё проект: проектный подход в планировании деятельности общественных организаций / И. О. Макеева // Б–ка в шк.: прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. – № 23. – С. 21–22.
Михайлова М. Мастер-класс «Социальный проект и проектный подход» / М. Михайлова // PR в образовании. – 2005. – № 5. – С. 87–100.
Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении : пособие для учителей и студ. пед. вузов. – М. : АРКТИ, 2003. – 112 С.
Ресурсы рядом // Новая среда. – 2007. – № 1. – С. 20–23.
Руденко Е. Сильные и слабые стороны проблемы : технология социального проектирования / Е. Управление проектами/ Под общ. ред В.А. Шапиро.- СПб. : Два ТрИ, 1996.

Инновационные добровольческие проекты по социализации детей и молодёжи с ограниченными возможностями здоровья

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>