Дети Ангары

Проектная  деятельность  МАУ ДО «ДДЮТ» МО г. Братска

 Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Меня зовут Хорольская Татьяна Васильевна, я являюсь методистом по связям с общественностью и социальному взаимодействию.

Наш Дворец активно  сотрудничает с   различными социальными партнерами: муниципальными структурами, учреждениями образования и культуры, а также

некоммерческими организациями и творческими объединениями.

Я уже не один год занимаюсь проектной деятельностью, которая является мощным  механизмом преобразования развивающих возможностей образовательной и творческой среды/      Каждый год в нашем Дворце реализуются проекты разных направлений: социальные, просветительские, культурно-образовательные.

Сегодня большое значение для внедрения требований ФГОС отводится социальным проектам. Это такие проекты как: «Чистая среда», «Дружный двор», «Цветной лед», «Зарница» и  другие. Большая часть этих проектов непродолжительна во времени и реализуется в каникулярный период, что  позволяет привлечь большое количество детей для участия в масштабных образовательных проектах в течение учебного года.    Организуя эти проекты и участвуя в них, молодежь и подростки, приобретают опыт социальной деятельности и применяют  его уже в своих учреждениях, становясь лидерами.   В чем напрямую  просматривается преемственность ДДЮТ и образовательных организаций города.

Хочется немного остановиться на образовательных проектах Дворца. Здесь уже прозвучали названия некоторых из них.

Это проект «Моя берегиня»  Проект длился 1 год, сообразуясь с логикой и последовательностью календарно-земледельческого цикла, к которому приурочены были обрядовые действия: «Закликание весны», «Берещенье»,  «Егорьев день», «Кукушечки»,  «Именины у рябины»,  «Солнцеворот» и другие.Этот проект разрабатывали и реализовывали педагоги декоративно-прикладной направленности нашего Дворца. Дети  вместе с педагогами и родителями стали участниками мастер классов:  научились изготовлению народных  игровых предметов   по традиционным технологиям:  кукол, оберегов, игрушек; узнали о русских  народных традициях, разучили  элементы  устного народного творчества: детские игры, загадки, потешки.

               Проект «Птица – символ счастья»  также длился почти год. Цель проекта – привлечь внимание детей и взрослых к изучению и сохранению видового состава птиц. В реализации проекта приняли участие педагоги художественной, технической и социально-педагогической направленностей,  как на территории Дворца, так и выезжая в детские сады и школы.  В рамках проекта прошли интересные мероприятия, посвященные птицам. Дети вместе с педагогами и родителями побывали на экскурсиях в парке, где наблюдали за птицами и собирали материал для своих работ. Приняли участие в различных конкурсах (рисунков, электронных презентаций, поделок,  литературных произведений), посетили мастер-классы, на которых научились изготовлять кормушки из подручных материалов, стали участниками  познавательных игр, бесед и встреч.

Проект имел успех, потому что тема птиц всем близка и понятна, а  интерес к птицам, пробудившийся  в детях и их родителях, не сомневаюсь, будет развиваться всю жизнь.

 Реализация таких масштабных проектов во Дворце  осуществляется благодаря имеющимся ресурсам:

–квалифицированным педагогам   узких направлений дополнительного образования детей в сферах творческой деятельности;

–материально-технической базе: помещения, оборудование, материалы, информационные коммуникации и многое другое.

–методической поддержке.

 «Дети Ангары»

Сегодня на примере  реализации социально-образовательного  проекта «Дети Ангары» я расскажу, каким способом осуществляется преемственность ДДЮТ и образовательных учреждений нашего города. Вы сможете проследить схемы  взаимодействия учреждений и организаций города, познакомиться с новыми формами внеурочной деятельности и ее результатами.

  Цель  проекта:

Создание организационно-педагогических условий для актуализации активности личности ребенка по использованию возможностей, обеспечиваемых образовательной средой.

 Задачи проекта:

  • Создать образовательное и творческое пространство, объединенное общей идеей;
  • Предоставить возможность педагогам для  развития творческих способностей  детей;
  • Создать условия педагогам для возможности обмена практическим опытом;
  • Познакомить педагогов с новыми формами внеурочной деятельности;
  • Способствовать объединению  родителей, детей и педагогов в процессе совместной деятельности;

Вместе с этими задачами мы ставим в первую очередь задачу формирования у детей и молодежи  уважительного отношения к  героическому прошлому  и настоящему  своей малой родины, своей  страны;  развитие гражданственности и национального самосознания через коллективную творческую деятельность;

Участники проекта: образовательные учреждения,  дети и родители, педагоги. В Братске 41 школа и 65 дошкольных учреждений.

 Историческая справка:

Братск —  легендарный, молодой город с солидной историей.

Город, построенный среди тайги, на реке Ангаре, вытекающей из Байкала,  возник  в связи со строительством Братской ГЭС. Это была первая стройка СССР, на которую ехали по собственному желанию  тысячи молодых людей.

Сегодня Братск — крупнейший промышленный центр  Приангарья.  На его территории действует более 70-ти крупных и средних промышленных предприятий. Братск  является вторым городом по численности населения в Иркутской области (234 тыс. чел.)  и представляет собой своеобразную агломерацию жилых районов, разделённых лесами и заливами. Расстояние между самыми отдаленными округами Братска составляет более 50-ти километров.

Актуальность проекта:

30 марта  2017 года город Братск  отмечает  важную дату — 60 лет с момента перекрытия Ангары во время строительства Братской ГЭС. Это событие  изменило  не только окружающую среду нашего региона, но и оказало влияние на судьбы тысяч людей города Братска и страны.

Ведь при наполнении Братского водохранилища оказалось затоплено 120 населенных пунктов. И хотя кое-что удалось вывезти: разбирались дома, некоторые памятники деревянного зодчества, большая часть домов осталась на дне, люди навсегда потеряли свою родину. В тоже время  тысячи молодых людей приехали в Братск, где нашли свою судьбу.

Поэтому, чтобы город и дальше рос и развивался, мы считаем  важно  изучать  природу и историю города Братска.

 Механизм реализации проекта:

15 сентября 2016 г. в торжественной обстановке представителям образовательных учреждений были представлены идеи проекта и план основных событий. Предварительно во все учебные заведения были разосланы официальные приглашения к участию в проекте вместе с планом мероприятий, с той целью, чтобы учреждения смогли скорректировать свои планы воспитательной работы.

Мероприятия  проекта «Дети Ангары» были подобраны  таким образом, чтобы в них могли принять участие дети, имеющие  желание проявить себя в различных направлениях творчества: декоративно-прикладном,  рисовании,  фото и видео съемке, компьютерных технологиях, исторических исследованиях,  театральных постановках и выразительном чтении.

В дальнейшем в ходе реализации проекта, по каждому событию команда проекта разрабатывала положение и  официальные письма с приглашением принять участие, которые рассылались в образовательные учреждения примерно за двадцать дней до  назначенного срока мероприятия.

Также информационная поддержка проекта осуществлялась  Департаментом образования города Братска.

Мероприятия проходили как в очной форме, так и в дистанционной, как на территории Дворца, так и на территории образовательных учреждений.

Каждое событие  проекта подробно освещалось на сайтах Дворца и Департамента образования.

Проведение  творческих программ

Творческие программы проводили педагоги ДДЮТ как на территории Дворца, так и в образовательных учреждениях города.  Для того, чтобы педагогам ориентироваться и выбрать подходящий мастер-класс, была создана «сетка» проведения  творческих программ.

Формы работы:   мастер-классы, беседы, викторины, конкурсы, народные игры.

Возраст участников: от 7 до 12 лет

Темы:

«Сибирская народная кукла» — изготовление Куклы-берегини,  Куклы-бабочки, петушков и пр.

«Декоративное творчество коренных народов Сибири» — амулеты, обереги коренных народов Сибири – эвенков, бурятов.

На каждом  мастер классе педагоги рассказывали о традициях и обрядах коренных сибирских народов, первых поселенцах на берегах Ангары.

Этнографический журнал  «История заселения Ангарских земель»

Место проведения:  музей творчества «ДДЮТ»,  музей «СОШ №15», выезд на территорию детских садов и школ;

Авторы: педагоги ДДЮТ, работающие в коллективах  «этнография», «музейное дело»,  «юный экскурсовод».

Формы работы: экскурсии, познавательные игры, викторины, конкурсы, работа с экспонатами;

Возраст участников: от 4 до 12 лет

Темы:

«Утварь Ангарских крестьян»,  «Сибирские посиделки», «Посвящение в краеведы»

«Судьбы людей в историях вещей»

Дети не только слушали рассказы педагогов, но и могли сами попробовать  ухватом  пднять чугунок, поиграть на ложках, спрясть пряжу.

 «Сияй, наш Братск, на все века!»  Конкурс декор.приклад. творчества

В конкурсе приняло участие более ста детей из 18 образовательных учреждений города. Работы были представлены в номинациях: «природные материалы», «рукоделие», «бумагопластика» и «Смешанная техника».

В День рождения города Братска во Дворце  детского и юношеского творчества состоялось торжественное подведение итогов детского конкурса работ декоративно-прикладного творчества.

Выставка получилась не только красочной и интересной , но и какой-то теплой, ведь многие работы были выполнены целыми семьями и поражали своим мастерством.

Фотоквест «Имена Братска»  Квесты всё больше популярны в молодежной среде.

Восемь команд из разных школ города состязались в прохождении маршрута по памятным и историческим местам Падунского округа. Связь команд с координаторами фотоквеста осуществлялась через Интернет. Каждая команда получала первое задание, затем разгадав его, отправлялась на объект и фотографировалась на месте, затем отправляла фотографию и, получив следующее задание, двигалась дальше.

Примеры заданий. Проводился  в зимнее время

Команды из отдаленных районов города сопровождали волонтеры из Детского городского парламента. Все участники  побывали на восьми объектах города, в том числе и в библиотеке им. Сербского, где им провели небольшую экскурсию.

Фотоквест завершился горячим чаем и вручением дипломов.

О его успешности говорят отзывы участников: «Необычный  и интересный конкурс. Нам очень понравилось. Побольше бы таких конкурсов!»  «Мы много узнали о нашем городе, в частности о людях, которые жили и живут в Братске, которые прославляют и делают его лучше.»

 «История у  Братска велика» — встреча поколений в День города.

В музее ДДЮТ собрались первостроители Братска, ветераны труда, свидетели и участники строительства Братской  ГЭС.

Ребята  слушали воспоминания  ветеранов о том  как строился город, чем жили люди, о романтике тех лет, лютых морозах и знаменитой мошке.            Во время беседы ребята задавали много вопросов, поднимали  проблемы сегодняшней молодежи, взаимоотношений поколений, изменившихся жизненных ценностей.

        В конце задали вопрос, что же такое счастье с высоты прожитых лет, ветераны  ответили, что  их счастливыми сделала любимая работа!

 Фотокросс «В памяти лица храним»

Участниками стали 45 учащихся из семи общеобразовательных школ города: В первом туре  фотокросса участники представили фотографии, сделанные за четыре часа в номинациях: «Герои великой стройки рядом с нами», «Учителями славится наш Братск», «Портрет на фоне города», «В памяти лица храним». Затем во втором туре им было предложено  подготовить видеоролик в стиле «Манекен челлендж» по теме: «Мы дети великого города».

Рисуют дети Ангару.

Конкурс рисунков «Ангара — сила Сибири» также вызвал большой интерес у образовательных учреждений города. Участниками конкурса стали 130 детей из двадцати  ОУ.

Педагоги серьезно подошли к участию в конкурсе:  рисунки представлены в различных техниках, все оформлены в паспарту, снабжены этикетками.

Выделить лучшие детские работы было сложно, так как все рисунки были выполнены с большим мастерством, искренностью и отличались оригинальным сюжетом.

Все рисунки были размещены на выставке  ДДЮТ.

Конкурс электронных презентаций «Дочь Байкала»

Большой интерес вызвал и конкурс презентаций.

46 учащихся из двенадцати школ представили свои работы.  Все работы, присланные на конкурс, были очень информативны. Дети в возрасте от 7 до 17 лет представили тему Ангары в разных ракурсах.  Это и описание  строительства ГЭС, и  пересказ легенд, связанных с рекой,  и изложение истории города Братска, и исследование истории давних поселений вдоль Ангары, и много  другое. В качестве  руководителей участников выступили не только педагоги, но и родители, самостоятельно, подавшие заявки на конкурс.

 

Историко-исследовательская конференция «История моей семьи»

Конференция  стала  последним событием проекта. Дети в возрасте от 8 до 17 лет представили свои исследования в номинациях:  «Мой второй дом» (из истории своей школы),  «Я гляжу на фотокарточку», «Моя семья в истории города Братска».  Работы были  очень интересные, и каждая отличалась индивидуальностью. Рассказывали о своих родителях, бабушка и дедушках и целых династиях. На конференции присутствовали представители Совета ветеранов, родители, педагоги, ребята Детского городского парламента.  Участники,  выступая,  демонстрировали не только  электронные презентации, но и подлинные, архивные документы, фотоальбомы,  а также отвечали на вопросы зрителей.

 

Результаты проекта «Дети Ангары»  можно разделить на качественные и количественные.

 Количественные результаты:

— количество  творческих программ                                                    15

—  количество конкурсов                                                                           10

— количество привлеченных  учреждений                                          50

— количество участников  проекта (детей)                                           700 чел.

— количество участников  проекта (педагогов)                                   250 чел.

— количество участников  проекта (родителей)                                  100 чел.

— количество партнеров   проекта                                                          50 чел.

— количество привлеченных волонтеров                                             30чел.

— количество  публикаций о проекте                                                   10

 Качественные результаты:

               В ходе реализации  проекта «Дети Ангары» Дворцу вместе с учреждениями города удалось создать образовательное и творческое  пространство, объединенное общей, близкой всем, и детям, и педагогам, и родителям,  темой – судьба родного города.

Участвуя  в нашем проекте, дети не просто познакомились  с историей Братска, но и смогди почувствовать  хрупкую красоту сибирской природы,   смогли осознать значимость каждой личности в истории своего  города, своей страны.  Что, несомненно, в дальнейшем окажет положительное влияние  на формирование внимательного и бережного отношения

к  своей малой родине, а также  заинтересованности в дальнейшем развитии и  процветании города Братска.

Проект также оказал влияние на  сближению родителей и детей  в процессе совместной подготовки конкурсных работ. Для нас стало неожиданностью, что  заявки на конкурсы подавались родителями самостоятельно.

Все конкурсные работы декоративно-прикладного направления (поделки, рисунки) были представлены на выставках, организованных во Дворце. Творческие продукты других конкурсов (фотоквеста, фотокросса, электронных презентаций) были представлены на сайте Дворца.

По завершении каждого события проекта, все его участники – дети получили сертификаты, дипломы. На  торжественной церемонии при подведении итогов проекта 31 марта 2017 года активным участникам проекта — педагогам будут вручены благодарственные письма от Департамента образования.

Благодаря проекту педагоги активизировали свою деятельность, увидели новые возможности развития творческих способностей своих воспитанников и учеников,  познакомились с новыми формами работы, обменялись  практическим опытом с коллегами, что расширило возможности успешного партнерского сотрудничества в профессиональной деятельности.

Таким образом, проект «Дети Ангары» стал своего рода творческой лабораторией, результаты работы которой стали полезными и нужными детям, родителям  и педагогам нашего города, надеюсь и вам, уважаемые коллеги.

«Дети Ангары» — проект для всех!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>